разрешение на вывеску
Заказать или купить рекламную продукцию ☎ 067 24 54 649 , ✉ info@rushen.com.ua

Разрешение на вывеску в Киеве

Информационная вывеска предприятия - это реклама?

В последнее время стали достаточно распространенными споры между уполномоченными органами по вопросам рекламы и предприятиями о признании обычных информационных вывесок внешней рекламой. Вышеуказанные органы, ссылаясь на факт размещения рекламы без изготовления проектной-разрешительной документации, принимают решение о демонтаже «самовольно» размещенных объектов внешней рекламы и применяют штрафные санкции.

Является ли любая информационная вывеска рекламой и нуждается ли в получении разрешительной документации? Насколько правомерны действия уполномоченных органов по вопросам рекламы в отношении демонтажа вывесок предприятий?

Попробуем разобраться в этих вопросах.

Основные принципы рекламной деятельности в Украине, а также регулирования отношений, возникающих в процессе производства, распространения и потребления рекламы, устанавливаются Законом Украины от 03. 07. 96 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Статьей 1 данного Закона определено, что реклама - это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара. В свою очередь внешняя реклама - реклама, которая размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог.

Размещение рекламы в населенных пунктах осуществляется на основании разрешений, предоставляемых исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов и в порядке, установленном этими органами на основании Типовых правил, утверждаемых КМУ. Согласно п. 5 Типовых правил размещения внешней рекламы, утвержденных постановлением КМУ от 29. 12. 03 г. № 2067, для регулирования деятельности по размещению внешней рекламы сельским, поселковым, городским советом может образовываться отдел, управление или уполномочиваться учреждение, организация. Так, например, в г. Киеве размещение информационных вывесок регламентируется распоряжением Киевской городской государственной администрации (далее - КГГА) от 15. 04. 11 г. № 565 «О порядке размещения информационных вывесок в городе Киеве» (далее - Распоряжение). Его требования применяются к отношениям между исполнительным органом Киевского городского совета (КГГА) и физическими, а также юридическими лицами независимо от формы собственности и подчиненности, возникающим в процессе размещения внешней рекламы на территории г. Киева, и определяют порядок предоставления разрешений на ее размещение, требования к проектированию рекламных средств, определению и согласованию мест установления рекламных средств, размещению (установлению, монтажу, нанесению), эксплуатации и демонтажу, а также порядок контроля за соблюдением требований Порядка.

Согласно данному Распоряжению информационная вывеска - это конструктивный элемент на доме, здании или сооружении с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаке для товаров и услуг, которые принадлежат этому лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), времени работы, размещенный на внешней поверхности дома, здания или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование предприятию помещение (кроме случаев, когда субъекту хозяйствования принадлежит на праве собственности или пользования все здание или сооружение), у входа в такое помещение, не содержащий призывов к приобретению товара или прочей информации, предназначенной сформировать или поддержать осведомленность потребителей и их интерес относительно такого товара, общей площадью до 2, 0 кв. м. В случае если площадь информационной вывески превышает 2, 0 кв. м, то она считается внешней рекламой и нуждается в получении разрешения на размещение внешней рекламы в соответствии с отдельным порядком, который утверждается распоряжением исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА). Распоряжение КГГА не предусматривает обязанность предприятия на получение разрешения на размещение рекламы, если оно разместило вывеску или информационную табличку с соблюдением требований законодательства, указанных выше. /p>

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона о рекламе вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании предприятия, знаке для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), времени работы, размещенная на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещения, на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа ипи на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, у входа в такое помещение, не считается рекламой.

То есть из содержания приведенных положений Закона усматривается, что размещение вывески или информационной таблички не является рекламой предприятия, когда такое предприятие владеет помещением, на котором размещена такая вывеска или информационная табличка, на соответствующем правовом основании: на праве частной собственности или на праве аренды. Право владения помещением должно быть подтверждено соответствующими документами. Вывеска или информационная табличка может быть размещена на внутренней поверхности, то есть непосредственно в помещении (в частности окна, витрины) или на внешней поверхности (фасад дома) у входа на первом этаже или не выше первого этажа.

Согласно ч. 7 ст. 8 данного Закона не считается рекламой размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, в т. ч. на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/ или его упаковке.

Комитет ВРУ по вопросам свободы слова и информации в письме от 01. 10. 03 г. отмечал, что в приведенной законодательной норме идет речь об «... информации о товаре и/или его производителе, которая объективно необходима потребителю для осуществления сознательного выбора товара, его надлежащего использования, защиты своих потребительских прав и т. п. (информация о действительных потребительских качествах товара, о порядке его использования, утилизации и т. п., о надлежащих действиях потребителя в тех или иных случаях в связи с приобретением и использованием товара, контактная информация о производителе и т. п. ). Такая информация не может содержать призывов к приобретению или неприобретению того или иного товара, призывов воспользоваться услугами того или иного производителя и т. п. ». На вывеске или информационной табличке без получения разрешения предприятие может разместить информацию о наименовании, знаках для товаров, виде деятельности и времени работы. Приведенное свидетельствует, что в состав вывески не может включаться контактная информация, в частности в виде адреса, номеров телефонов и т. п.

Также следует обратить внимание на нормы ч. 3 ст. 17 Закона Украины от 12. 05. 91 г. № 1023-ХІІ «О защите прав потребителей» (изложенного в новой редакции Законом Украины от 01. 12. 05 г. № 3161-IV), в соответствии с которым продавец обязан предоставить потребителю достоверную и доступную информацию о наименовании, принадлежности и режиме работы своего предприятия. Соответствующие требования об обязательном размещении на фасаде торгового объекта вывески с указанием наименования субъекта хозяйствования, а у входа в такой торговый объект на видном месте - информации о режиме работы, - установлены положениями п. 12 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденных постановлением КМУ от 15. 06. 06 г. № 833. Поэтому сведения, распространение которых соответствует по форме и содержанию указанным выше требованиям и является обязательным для выполнения субъектом хозяйствования, не составляют рекламную информацию. Также считаем, что если такая вывеска представляет собой указатель, информирующий о том, как найти такого субъекта, или определяет место либо направление движения в помещение или здание, где он находится и осуществляет свою хозяйственную деятельность, то есть предназначен целью известить потенциального потребителя его товаров и услуг о его местонахождении, также не является рекламой.

Следовательно, в случае когда на фасаде дома (помещения), которое занимает субъект хозяйствования, размещена вывеска сего названием, а именно: информацией о производителе товара и/или товаре в местах реализации данного товара, его местонахождении, не содержащая призывов к приобретению товара или предоставлению услуги либо другой информации, предназначенной сформировать или поддержать осведомленность потенциальных потребителей и их интерес относительно таких лица или товара, эта информация не является рекламой и ее размещение не нуждается в получении разрешения на размещение объекта внешней рекламы. Аналогичная позиция неоднократно высказывалась в письмах Госкомпредпринимательства (письма от 31. 05. 05 г. №4186, от 09. 10. 06 г. № 7313, от 28. 12. 06 г. № 9522, от 07. 06. 07 г. № 4089, от 05. 09. 07 г. № 6635, от 08. 11. 11 г. № 8672). В письме этого же ведомства от 02. 07. 01 г. № 1-221/4069 указано, что для размещения вывесок наподобие «кафе», «бар», «магазин», «мастерская» получать разрешение в органах местной власти нет необходимости.

Но при этом заметим, что такой вывод является справедливым только в случае, когда вывеска соответствует названию предприятия или указывает на профиль деятельности. Если же основной профиль деятельности предприятия отличается от названия вывески, а также название вывески не совпадает с юридическим наименованием предприятия, вывеску следует считать рекламой, а следовательно, и получать разрешение. Если же информационные вывески расположены выше первого этажа и/или если дони находятся не у входа в помещение предприятия, -это тоже будет считаться рекламой. Следовательно, является ли вывеска рекламой, зависит от того, какая информация на ней размещена. Также обязательным условием для размещения вывески или информационной таблички является обеспечение предприятием, которое ее размещает, кроме вышеприведенного, отсутствия:

  • - препятствий для пешеходов, эксплуатации дома;
  • - повреждений архитектурных деталей, конструктивных элементов домов (зданий) и сооружений, подземных и наземных коммуникаций, элементов благоустройства и с восстановлением фитодизайна прилегающего участка.

В завершение несколько слов о судебной практике. Хотя и нельзя утверждать о наличии большого количества споров по рассматриваемому вопросу, тем не менее в большинстве случаев суды поддерживают сторону субъектов хозяйствования.

Так, например, принимая постановление от 15. 12. 09 г. № К-10541/07, коллегия судей ВАСУ оставила кассационную жалобу Коммунального предприятия «Київреклама» без удовлетворения, а решения судов первой и апелляционной инстанций без изменений.

Как установлено судами, с фасадной части помещения, арендованного ГП «АдідасУкраїна» согласно соответствующему договору аренды, работниками хозрасчетной организации «Київреклама» была демонтирована вывеска магазина истца, состоявшая из трех элементов - знаков для товаров и услуг «adidas».

Постановлением суда первой инстанции отменено постановление административной комиссии районной госадминистрации о наложении штрафа на должностное лицо истца, производство по делу об административном правонарушении закрыто на основании п. 1 ст. 247 КУоАП при отсутствии события и состава административного правонарушения. Удовлетворяя исковые требования, суды также руководствовались требованиями п. 7 ст. 8 Закона о рекламе, где указано, что размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, не считается рекламой, и ст. 1 данного Закона, которая дает определение понятию «реклама».

Таким образом, коллегия судей ВАСУ согласилась с выводами судов первой и апелляционной инстанции о том, что демонтированная вывеска магазина субъекта хозяйствования-истца, состоявшая из трех элементов - знаков для товаров и услуг «adidas», является информационной вывеской о лице на фасаде у входа (въезда) или о продукции, где это лицо занимает помещение в соответствии с п. 1. 2 «Порядка размещения объектов внешней рекламы в г. Киеве», утвержденного распоряжением КГГА от 02. 12. 02 г. № 2159 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений).

Александр КИЦЕНКО юрист

Источник материала


Дополнительная информация

Разрешение на рекламу

Закон о рекламе


Сохраните страничку в


Сохраните страничку в

Фасадные вывески

вывеска

Лайтбокс

лайбокс

Реклама на авто

реклама на авто

Оформление витрин

оформление витрин

Таблички и стенды

таблички

Штендер

штендер

Выставочное оборудование

Объемные буквы

объемные буквы

Акрилайт

акрилайт

Островки

островок

Изделия из акрила

изделия из акрила

Оформление входной группы

оформление входной группы

Выносная реклама

выносная реклама

пауки и ролл ап стенды

выносная реклама

Динамические вывески

динамические вывески

Баннеры

банерная реклама баннер рекламный

Реклама на окнах

реклама на окнах реклама на стеклах

Входная группа

фасадная вывесках входная группа

объемные буквы

объемные буквы буквы аптека

Рекламные стенды

рекламный стенд

Световая реклама

фигурный лайтбокс

Вывески настенные

вывеска

оформление магазина

торговая точка входная группа